backgrssla
ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ
 
prav pshyholog
 

Кафедра правовой психологии и судебной экспертизы выделилась из состава кафедры криминалистики Саратовского юридического института им. Д.И. Курского в сентябре 1975 г. До этого в течение многих лет на кафедре криминалистики преподавались такие, по существу, самостоятельные учебные дисциплины, как бухгалтерский учет и основы судебно-бухгалтерской экспертизы, правовая статистика, судебная медицина, судебная психиатрия, а с 1970 г. – судебная психология. Многоотраслевой характер приданных кафедре криминалистики прикладных дисциплин в значительной мере затруднял управление учебным процессом и координацию научных исследований. В этой связи от кафедры криминалистики и «отпочковалась» новая кафедра – кафедра правовой психологии и судебной экспертизы, заведующим которой стал доктор медицинских наук профессор В.В. Козлов. Ее сотрудниками стали доценты Г.И. Вольфман и В.В. Пацевич, старшие преподаватели (впоследствии доценты) Н.П. Хайдуков и С.А. Черноморец, а чуть позже – старшие преподаватели В.Р. Карамышев и С.В. Утехин (впоследствии доцент), лаборант И.Ю. Климанова.

За годы существования кафедры ее научно-педагогический состав неоднократно менялся: пришли новые преподаватели (впоследствии доценты) – Н.Б. Сущенко и Л.Г. Петрова; доценты (кандидаты наук) В.В. Шадрин (впоследствии доктор наук), Г.В. Пашканг, А.Л. Южанинова.

С преобразованием Саратовского юридического института в академию права (СГАП), а позднее – в СГЮА был расширен штат кафедры: в разные годы были приняты старшие преподаватели Е.А. Вертягина, Е.В. Стрельцова, Н.С. Ададимова (впоследствии кандидаты наук, доценты), В.М. Лисовцова; доценты О.М. Васильева, Г.В. Сапогова (впоследствии доктор наук, профессор), В.Г. Жирков, В.Н. Кирсанов (впоследствии профессор), О.И. Федулов, Т.М. Бараев, Т.В Бескова, С.К. Летягина; профессор Д.Е. Иванов, старшие преподаватели (кандидаты наук, впоследствии доценты) Е.Е. Новикова, Г.Р. Колоколов, Н.И. Кос, Н.В. Проданова, О.В.Щербакова, М.В. Ладухина, а также старшие преподаватели Н.В. Купцова и О.В. Домнина.

В настоящее время в научно-педагогический состав кафедры из 19 человек входят 1 доктор и 15 кандидатов наук, 3 профессора и 11 доцентов.

С 1975 г. по 1995 г. заведующим кафедрой был профессор В. В. Козлов, с 1995 г. по 2000 г. – доцент (впоследствии профессор) Н.П. Хайдуков, с 2000 г. по 2014 г. – доцент (впоследствии профессор) В.Н. Кирсанов, с 2014 по настоящее время – доцент Г.Р. Колоколов.

К настоящему времени, к прискорбию, ушли из жизни проработавшие в юридическом институте много лет В.В. Пацевич, Г.И. Вольфман, Н.П. Хайдуков, В.В. Козлов, Г.В. Пашканг, В.Г. Жирков, О.М. Васильева.

Неоднородностью профессиональной ориентации преподавательского состава с момента организации кафедры и по настоящее время определяется и весьма широкий диапазон направлений кафедральных научных исследований – от тактических и психологических аспектов расследования преступлений, методов и особенностей производства различных видов судебных экспертиз (психологических, медицинских, психиатрических, бухгалтерских) до вопросов, граничащих с такими науками, как судебная медицина, психиатрия, психология и право. Условно можно выделить 3 научных направления, традиционно развиваемых сотрудниками кафедры: судебно-медицинское, психолого-юридическое, экономико-правовое.

По результатам научных исследований и на основе обобщений следственно-судебной, экспертной практики профессором В.В. Козловым был разработан ряд предложений, рекомендаций и проектов, на​правленных на совершенствование деятельности правоохранительных органов. Некоторые из них получили официальное признание на уровне Верховного Суда РФ и Научно-исследовательского инсти​тута судебной медицины. Научная деятельность профессора В.В. Козлова во многом определила последующую научную деятельность сотрудников кафедры, специализирующихся в области судебной медицины и психиатрии, – С.В. Утехина, Е.Е. Новиковой, В.Н. Кирсанова, Г.Р. Колоколова. Основная проблематика их научных исследований была и остается связанной с изучением проблем судебно-медицинской травматологии, судебно-медицинской экспертизы живых лиц и определения степени тяжести телесных повреждений, психофизилогической экспертизы с использованием полиграфа и др.

Сотрудниками кафедры В.Н. Кирсановым, Г.Р. Колоколовым, Е.Е. Новиковой разрабатывается новое направление научных исследований – основы медицинского права в Российской Федерации.

Основы психолого-юридических исследований на кафедре были заложены работами Н.П. Хайдукова, ученика ведущего отечественного криминалиста и юридического психолога А.Р. Ратинова. Одно из научных направлений, начатых Н.П. Хайдуковым в 1970-1980-е гг., было связано с исследованием тактико-психологических основ воздействия следователя на участвующих в деле лиц. По смежной с этой тематикой позднее были выполнены исследования, результаты которых были оформлены в диссертационные работы Е.В. Стрельцовой («Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых», 2007 г.) и Е.А. Вертягиной («Профессиональная адаптация молодых следователей прокуратуры», 2006 г.).

В рамках данного направления в 1997 г. при кафедре правовой психологии и судебной экспертизы была организована научная лаборатория психодиагностики и экспертных исследований, работу которой курировали первоначально Н.П. Хайдуков, затем – С.В. Утехин, А.Л. Южанинова. Научно-практическая работа в течение нескольких лет в лаборатории состояла преимущественно в научном обеспечении, организации и проведении психодиагностического обследования абитуриентов института прокуратуры Саратовской академии права и проведения судебно-психологических экспертиз.

Другое научное направление, у истоков которого на кафедре также был Н.П. Хайдуков, было связано с изучением возможностей судебной психологической экспертизы (СПЭ). Выделение этого вектора научных изысканий было продиктовано запросами практики. Выполняя судебно-психологические экспертизы по уголовным и гражданским делам, Н.П. Хайдуков, Л.Г. Петрова, А.Л. Южанинова, В М. Лисовцева затем обобщали собственный опыт и публиковали результаты в виде монографий (к примеру, А.Л. Южанинова с 2000 г. по 2006 г. опубликовала 3 монографии по использованию специальных психологических знаний в гражданском процессе, 2 из которых – СПЭ по делам о компенсации морального вреда и СПЭ по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации – стали первыми монографическими психологическими работами в РФ), научных статей и тезисов.

В настоящее время сотрудники кафедры Г.Р. Колоколов, Л.Г. Петрова, А.Л. Южанинова, В М. Лисовцева, Н.В. Купцова проводят научно-теоретические и научно-пракические исследования СПЭ по следующим направлениям:

Судебно-психологические экспертизы в рамках уголовного процесса

- анализ взаимоотношений группы лиц, совершивших преступление, выделение в ней «лидера», получение психологической характеристики личности каждого из участников исследуемой группы, оценка сплоченности группы;

- установление личностных и индивидуальных особенностей несовершеннолетнего обвиняемого, свидетеля, потерпевшего;

- определение наличия отставания в психическом развитием, не связанного с психическим расстройством;

- определение способности несовершеннолетнего (в том числе малолетнего) понимать характер и значение совершаемых с ним противоправных действий сексуального характера и оказывать сопротивление;

- определение наличия физиологического аффекта или иных эмоциональных состояний, оказавших определяющее влияние на поведение человека в юридически значимой ситуации;

- установление психически беспомощного состояния потерпевших;

- определение психологической достоверности сообщаемых сведений, в том числе с использованием полиграфа;

- установление психологических признаков экстремизма в публикуемых материалах;

- выявление признаков противоправного психического воздействия (насилия);

- выявление психологических признаков клеветы;

- составление психологического портрета неизвестного преступника и др.

Судебно-психологические экспертизы в рамках гражданского процесса

- установление характера родительско-детских отношений;

- выявление психологических признаков порочащих сведений по делам о защите чести и достоинства;

- установление причинения нравственных страданий по делам о компенсации морального вреда;

- определение наличия противоправного психического воздействия на участвующих в деле лиц;

- определение наличия/отсутствия у конкретного лица порока воли, в том числе посмертно.

Психологи, специалисты кафедры, выполняют также уникальные исследования по следующим направлениям:

-проведение комплексных экспертиз и исследований: комплексная судебная психолого-лингвистическая экспертиза, в том числе психолингвистическая экспертиза; комплексная судебная психолого-искусствоведческая экспертиза по установлению психологических признаков порнографии и др.

-урегулирование межличностных конфликтов (медиация) - досудебное урегулирование любых конфликтов с участием медиатора (посредника) с целью нейтрализации конфликта и его негативных последствий, достижения консенсуса, удовлетворяющего интересы всех сторон;

- оказание психологической помощи, проведение консультаций по психологическим вопросам практикующим юристам;

- проведение исследований по установлению психологического климата в трудовом коллективе и профилактике текучести кадров;

- проведению психологического тестирования в целях диагностики и психокоррекции;

- проведение психологических тренингов по повышению уровня саморегуляции и самообладания, психологической и коммуникативной компетентности и др.

В качестве специалистов названные психологи кафедры, а также – медики, готовят заключения по уголовным и гражданским делам, а также проводят консультации работников правоохранительных органов по особо сложным вопросам, дают оценку научной обоснованности и качества выполненным другими экспертами судебно-экспертным заключениям.

Экономико-правовое направление научных исследований нашло отражение в научных работах В.В. Шадрина, Г.В. Сапоговой, О.М. Васильевой, Н С. Ададимовой, Т.В. Говоруновой. Специализируясь в области судебно-бухгалтерской экспертизы, в 2006 г. В.В. Шадрин защитил докторскую диссертацию «Методология и организация бухгалтерской экспертизы». Докторскую диссертацию по теоретическим и методологическим экономическим основам развития технологических систем в 2012 г. защитила Г.В. Сапогова. Экономисты кафедры изучают проблемы уголовно-правовой квалификации преступлений в сфере торговли, теорию и практику бухгалтерской экспертизы.

В последние годы на кафедре начали работать специалисты в области педагогики Н.В. Проданова, Т.В. Бескова, О.В. Щербакова. С их приходом наметилось новое, четвертое, психолого-педагогическое направление научных исследований кафедры – нравственная (этическая) психология, психология субъективного благополучия личности.

Постоянное внимание уделяется научно-исследовательской работе студентов. Ежегодно под руководством преподавателей кафедры подготавливается свыше 100 научных студенческих докладов и рефератов.

Кафедра поддерживает разносторонние связи с правоохранительными органами и экспертными учреждениями: проводит научные консультации по специальным вопросам, знакомит практиков с предложениями и рекомендациями, сделанными в результате научных исследований, организует совместные научные и научно-практические совещания, семинары, конференции, съезды, симпозиумы.

Преподаватели кафедры принимают участие в реализации дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки «Юридический психолог» и «Правовая журналистика», осуществляемых на базе Института дополнительного образования ФГБОУ ВО «Саратовская государственная академия права».

На регулярной основе проводятся занятия по профессиональной психологии юриста со слушателями межрегионального центра профессионального обучения прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих, а также со слушателями по программам повышения квалификации, проводимым на базе ИДО СГЮА.

Сотрудники кафедры оказывают также консультативную помощь студентам, аспирантам, сотрудникам других подразделений академии.

Последнее изменение Суббота, 19 сентября 2020 17:45

Кафедра - правовой психологии, судебной экспертизы и педагогики