backgrssla

Специальные условия для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья по образовательным программам

В ФГБОУ ВО «СГЮА» созданы все условия для успешной учебы и всестороннего развития различных групп молодежи.

Инклюзивное обучение в академии организовывается в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса» (утв. Министерством и образования и науки РФ от 08.04.2014 №АК-44/05вн).

В Академии существуют специалисты, работающие с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее – ЛОВЗ), такие как педагоги-психологи, тьюторы, помощники, ассистенты, которые могут оказать таким обучающимся необходимую помощь, специалисты по специальным техническим и программным средствам.

В Академии создана Психологическая служба, одним из направлений деятельности которой является помощь студентам, имеющим физические ограниченные возможности здоровья и инвалидам. Такая помощь включает в себя:

  • оказание индивидуальных психологических консультаций по запросу;
  • проведение психологического тестирования, с целью определения уровня сформированности социальных навыков у студентов, и оценки, какие именно социальные навыки являются для него наиболее простыми, а какие наиболее сложными;
  • проведение социально-психологических тренингов «Познай себя», с целью осознания своих индивидуальных психологических особенностей и повышения самооценки;
  • проведение адаптационных психологических тренингов «Знакомство», с целью более близкого знакомства с членами коллектива и снятия барьеров в общении;
  • проведение психологических тренингов на развитие толерантности «Голубоглазые и кареглазые», с целью развития гибкости мышления и толерантного отношения к различным событиям в жизни;
  • проведение социально-психологических тренингов «Создание команды», с целью сплочения студенческого коллектива;
  • проведение психологического тренинга на развитие стрессоустойчивости;
  • проведение тренинга на развитие коммуникативных способностей, с целью обучения эффективным способам общения: эмпатии, вниманию и ассертивному поведению;
  • проведение психологического тренинга «Здоровый образ жизни».

В Академии создаются специальные условия, обеспечивающие доступность образовательного процесса и зданий для ЛОВЗ:

  • имеются оборудованные учебные аудитории для лекционных и семинарских занятий, включающие в себя: компьютерные классы в корпусах 1, 3, 5, 6, 6-а, 7, 11; кинозал (корпус 5); лингафонный кабинет (корпус 5); мультимедийный класс (корпус 5); учебно-методический кабинет «Лингвистический учебно-переводческий цент Референт» (корпус 3); специализированная аудитория в области иностранных языков (корпус 7); специализированная аудитория в области иностранных языков (корпус 7); Лаборатория криминалистического исследования документов (корпус 5); лаборатория трасологических исследований (криминалистический полигон, корпус 5); фотолаборатория (лаборатория цифровой фотографии) (корпус 5); лаборатория криминалистического исследования документов (корпус 6-а); лаборатория судебной фотографии и судебной видеозаписи (корпус 6-а); лаборатория трасологических исследований (корпус 6-а); учебные залы судебных заседаний (корпуса 1, 6 и 7); кабинеты для самостоятельной работы (корпуса 1, 7); центр деловых игр (корпус 5); стрелковая галерея (корпус 5); класс тактико-специальной подготовки (корпус 5); класс практических занятий по огневой подготовке и специальной подготовки (корпус 5); класс огневой подготовки и специальной подготовки (корпус 5);
  • имеется спортивное оборудование, адаптированное для обучающихся с различными видами нарушений: спортивный зал (ФОК №1), адаптивный скалодром (ФОК №1), бассейн (ФОК №2).
  • доступны входные и выходные пути в корпусах № 1, 5, 11, общежитие №4, ФОК № 2, санитарно-гигиенические комнаты, банкоматы.
  • выделены места индивидуальной парковки транспорта ЛОВЗ на территории корпусов 1 и 5, ФОК № 1 и № 2, бассейна и лыжной базы, общежитий № 1, 2 и 4.
  • в необорудованных зданиях входы оснащены звонками вызова ассистентов и свободным доступом к дежурному вахтеру. Также имеется мобильное кресло-подъемник, для подъёма по лестницам и перемещения по этажам.
  • на первом этаже учебного корпуса № 1 расположены структурные подразделения Академии, оказывающие содействие успешной адаптации обучающихся, в том числе ЛОВЗ, индивидуально работающие со студентами: деканат Института юстиции, Научная библиотека, приемная комиссия, бухгалтерия, буфет, столовая, кафедры, киоск с учебной и дополнительной литературой, специальная аудитория для самостоятельной работы.
  • инфраструктура Академии включает наличие условий питания, включая горячее.
  • в Академии имеется одно благоустроенное общежитие квартирного типа, оборудованное для ЛОВЗ, которое находится в шаговой доступности от Академии.

Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

На обучение в Академию по основным образовательным программам среднего профессионального и высшего образования принимаются ЛОВЗ, которые предоставили в приемную комиссию Академии документ, подтверждающий инвалидность и (или) документы, подтверждающие необходимость создания специальных условий при проведении вступительных испытаний.

Академия обеспечивает проведение вступительных испытаний для поступающих из числа ЛОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.

В Академии созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях.

Аудитории для приема ЛОВЗ и сдачи ими вступительных испытаний располагаются на первом этаже учебного корпуса №1. На входе в корпус имеется кнопка для вызова ассистентов.

Вступительные испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории. Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать: при сдаче вступительного испытания в письменной форме – 12 человек; при сдаче вступительного испытания в устной форме – 6 человек.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников Академии или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).

Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению Академии, но не более чем на 1,5 часа.

Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний.

Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.

При проведении вступительных испытаний обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

Для слепых:

  ˗ задания для выполнения на вступительном испытании зачитываются ассистентом;

˗ письменные задания надиктовываются ассистенту;

Для слабовидящих:

˗ обеспечивается индивидуальное равномерное освещение согласно требований СанПин;

˗ поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

˗ возможно использование собственных увеличивающих устройств;

˗ задания для выполнения, а также инструкция по порядку проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

Для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

Для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих);

Для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих вступительные испытания, проводимые в устной форме, проводятся в письменной форме;

Для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей:

˗ письменные задания надиктовываются ассистенту;

˗ вступительные испытания, проводимые в письменной форме, проводятся в устной форме (вступительные испытания при приеме в магистратуру – по решению Академии).

 

Особенности организации образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В целях доступности получения среднего профессионального и высшего образования по образовательным программам ЛОВЗ Академией обеспечивается:

Для ЛОВЗ по зрению:

˗ наличие альтернативной версии официального сайта Академии в сети «Интернет» для слабовидящих;

˗ размещение в доступных местах для обучающихся, являющихся слабовидящими, крупным рельефно-контрастным шрифтом справочной информации о расписании учебных занятий;

˗ присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

˗ обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию организации;

- на входах в корпуса и общежития размещены таблички с текстом, исполненном шрифтом брайля, с информацией о поэтажном назначение помещений.

Для ЛОВЗ по слуху:

˗ присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

˗ обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации.

Для ЛОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:

˗ беспрепятственный доступ и пребывание ЛОВЗ в учебных помещениях, туалетных помещениях Академии;

˗ присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

- имеется мобильное кресло-подъемник, для подъёма по лестницам и перемещения по этажам.

Обучение ЛОВЗ в Академии организовано совместно с другими обучающимися в общих учебных группах. По личному заявлению обучающегося учебный процесс может быть организован по индивидуальному учебному плану в соответствии с установленным в Академии порядком.

Академия предоставляет (при необходимости) ЛОВЗ услуги ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Техническое обеспечение учебного процесса в аудиториях включает мультимедийные средства, оргтехнику, слайд-проекторы с экранами.

Академия обеспечивает (при необходимости) разработку адаптированных образовательных программ (индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков обучения) ЛОВЗ.

Разработка адаптированных образовательных программ и учебно-методического обеспечения для ЛОВЗ возложена на учебно-методическое управление и управление контроля качества образования, а также на соответствующие кафедры Академии.

К разработке адаптированной образовательной программы относятся:

˗ введение специализированных адаптационных дисциплин (модулей), которое предназначено для индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации в процессе освоения образовательной программы.

Специализированные адаптационные дисциплины (модули) включаются в вариативную часть блоков образовательной программы с целью освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации, коррекции коммуникативных умений в соответствии с индивидуальными потребностями обучающихся ЛОВЗ.

˗ выбор методов обучения, который определяется содержанием обучения; уровнем профессиональной подготовки педагогических работников, методического и материально-технического обеспечения; особенностями восприятия учебной информации ЛОВЗ и др.

Академия обеспечивает проведение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации с учетом особенностей нозологий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

˗ обеспечение ЛОВЗ специализированными образовательными ресурсами производится с учетом возможности предоставления учебного материала в различных формах;

˗ особые процедуры прохождения практик, освоения дисциплины «Физическая культура и спорт», «Элективные курсы по физической культуре и спорту», проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации;

˗ обеспечение выбора мест прохождения практик для ЛОВЗ с учетом требований доступности для данных обучающихся.

ЛОВЗ на основании личного заявления могут отказаться от адаптированной образовательной программы.

По согласованию с преподавателем индивидуальные консультации могут проводиться с использованием информационных дистанционных технологий.

Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для ЛОВЗ может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (для магистрантов - на полгода).

Все электронные образовательные ресурсы имеются на кафедрах и в Научной библиотеке находятся в свободном доступе.

Электронная библиотека позволяет получить доступ к учебной и научной литературе, к формирующейся единой общероссийской коллекции методических материалов по обучению ЛОВЗ.

Лекционные и иные помещения Академии оборудованы системой Wi-Fi в целях обеспечения доступа к информационным системам и сети Интернет ЛОВЗ.

Актовый зал Академии оснащен звукоусиливающей аппаратурой, мультимедийным проектором, экраном и переносной точкой звукоусиления для слабослышащих обучающихся.

Академия содействует трудоустройству выпускников - лиц с ограниченными возможностями здоровья в форме проведения следующих мероприятий: мастер-классов; презентаций и встреч работодателей с ЛОВЗ старших курсов, индивидуальных консультаций студентов и выпускников по вопросам трудоустройства, создается банк вакансий для ЛОВЗ.

Комплексное сопровождение образовательного процесса и здоровьесбережение

 

В Академии обеспечивается комплексное сопровождение образовательного процесса ЛОВЗ в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии. Сопровождение привязано к структуре образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами.

В Академии управлением по социальной работе и деканами институтов/колледжа ведется специализированный учет студентов - лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы ЛОВЗ в соответствие с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения:

˗ контроль за посещаемостью учебных занятий;

˗ помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания;

˗ организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов;

˗ контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов;

˗ ликвидации академических задолженностей;

˗ коррекцию взаимодействия преподаватель-студент в учебном процессе;

˗ консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям студентов с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию ситуаций затруднений;

˗ инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и т.д.

Организационно-педагогическое сопровождение обеспечивают преподаватели, ассистенты, руководители институтов, учебно-методическое управление, управление контроля качества образования.

Психолого-педагогическое сопровождение направлено на изучение, развитие и коррекцию личности ЛОВЗ, его профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений. Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает Психологическая служба управления по социальной работе.

Медико-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния ЛОВЗ, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала. Медико-оздоровительное сопровождение обеспечивают кафедра физической культуры и спорта, медико-санитарная часть Академии, спортивно-оздоровительный лагерь академии «Юрист».

Академия обеспечивает особый порядок освоения учебной дисциплины «Физическая культура и спорт» и «Элективных курсов по физической культуре и спорту» на основании принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Учебные занятия проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку, в специально оборудованных спортивных и тренажерных залах, а также в плавательном бассейне СГЮА или на открытом воздухе.

Спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, прочности, удобства для создания безбарьерной среды в спортивных залах и плавательном бассейне.

В Академии функционирует «Адаптивный скалодром» – площадка для реабилитации детей с ограниченными возможностями с помощью скалолазания. План занятий составляется в соответствии с рекомендованными стандартами и практиками в сфере адаптивного скалолазания, а также с учетом мнения тренеров всероссийского уровня. Занятия направлены на физическое развитие: укрепление мышц, связок, улучшение моторики, координации и равновесия, повышение пластичности, гибкости и выносливости.

Социальное сопровождение направлено на социальную поддержку ЛОВЗ при инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Социальное сопровождение обеспечивают служба главного бухгалтера, управление по социальной работе, институты.

В Академии создан и функционирует волонтерский отряд «Академия добра», одним из направлений деятельности которого, является социальная поддержка ЛОВЗ.

ЛОВЗ могут получить бесплатную юридическую консультацию у специалистов юридической клиники ФГБОУ ВО «СГЮА», с целью определения своей социально-правовой ориентации.

Академия обеспечивает создание толерантной профессиональной и социокультурной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия.

В Академии организована система довузовской подготовки абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий.

Академия проводит профориентационную работу с абитуриентами - лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Основными формами профориентационной работы являются профориентационное тестирование, дни открытых дверей, консультации для ЛОВЗ и родителей по вопросам приема и обучения, участие в олимпиадах школьников, рекламно-информационные материалы для ЛОВЗ, взаимодействие со специальными (коррекционными) образовательными организациями.

Инвалидам и лицам с ОВЗ, их родителям (законным представителям) с целью организации профориентационной работы и выбора образовательной организации для получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется использовать Портал информационной и методической поддержки инклюзивного высшего образования (www.wil.ru). Портал имеет адаптированную версию для слабовидящих.

Портал позволяет оперативно использовать полученную в ходе ежегодного мониторинга Минобрнауки России информацию о наличии условий для получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ, об адаптированных образовательных программах.

Также с целью повышения качества получения высшего образования инвалидами и лицами с ОВЗ создан Портал, обеспечивающий информационно-технологическую поддержку дистанционного обучения данной категории студентов (www.umcvpo.ru).

Портал содержит материалы для организации учебного процесса: адаптированные образовательные программы, учебные и методические материалы. Электронная библиотека позволяет получить доступ к учебной и научной литературе, к формирующейся единой общероссийской коллекции методических материалов по обучению студентов с инвалидностью и ОВЗ.

- системно комплектуется электронная библиотека учебников и методических материалов;

- по согласованию с преподавателем индивидуальные консультации могут проводиться с использованием информационных дистанционных технологий;

- техническое обеспечение учебного процесса в аудиториях включает мультимедийные средства, оргтехнику, слайд-проекторы с экранами. В настоящее время в академии проводится работа по приобретению специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ.

Положение об организации инклюзивного образования инвалидов и лиц с ОВЗ в ФГБОУ ВО "СГЮА" 

Дорожная карта

zakazat

Последнее изменение Вторник, 22 декабря 2020 11:57